СЕО: пошаговая инструкция для успешного продвижения любого сайта
Мы все любим простые и понятные инструкции. Хотелось бы, чтобы все было как с мебелью ИКЕА – есть детали мебели и инструкция, с помощью которой практически любой человек сможет собрать из этих деталей стол или шкаф (в зависимости от того, что именно он приобрел).
А вот с СЕО все получается непросто. Каждый специалист имеет свою собственную схему работы, и если послушать нескольких сеошников, то можно заметить, что эти схемы не только будут отличаться друг от друга, но и могут даже противоречить друг другу.
Нормально ли это?
Конечно. Как я уже не раз говорил, поисковые системы (те самые, на которые и рассчитано СЕО) используют очень большое количество разнообразных критериев (факторов) для ранжирования сайтов. Яндекс сообщал о 1700 факторах (сейчас уже некоторые источники указывают цифру в 1800), а Google по последним данным использует более 14 000 факторов. Причем даже сами работники компании Google не знают всех критериев, которые использует их поисковая система. Если интересно узнать больше, то здесь я рассказывал об основных факторах ранжирования в 2020 году.
Значит, любая стратегия продвижения сайта может основываться на любых из этих факторов и на любой их совокупности и каждая стратегия будет правильной, если она принесет результат.
Я говорю об этом затем, чтобы вы понимали, что дальнейшие мои инструкции для успешного продвижения – это то, что я использую в своей работе. И они могут отличаться от инструкций любого другого сеошника, но при этом обе схемы будут работоспособными (если это хорошие специалисты).
Итак, представляю мою пошаговую инструкцию для успешного продвижения любого сайта (проверено десятилетним опытом работы на сайтах самых разных тематик).
1. Шаг первый. Технический анализ сайта, устранение ошибок.
Здесь все очень просто – нужно проверить сайт на наличие ошибок, которые мешают его работе (для пользователей и для поисковых систем). Это – скорость загрузки, адаптивный дизайн (или мобильная версия), чистота кода и стилей, правильная работа страниц и элементов дизайна, открытый доступ для индексации нужных страниц, наличие всех страниц в индексе, отсутствие фильтров, правильные редиректы, наличие всех необходимых файлов и их правильная работа (robots, sitemap), наличие сайтов в сервисах поисковых систем, правильная работа хостинга и все остальное.
Если кратко, то правило такое – чем больше параметров правильности вы проверите (и исправите в случае необходимости), тем лучше.
2. Шаг второй. Удобство сайта (usability)
Здесь тоже все достаточно просто – проверяем сайт на удобство использования со стороны пользователя. То есть сайт должен отвечать все тем параметрам, которые предъявляют пользователи: удобная навигация, корректная работа сайта, внешний вид (тоже очень важен), наличие всех необходимых инструментов (как кнопки купить, заказать, прайс-листы, калькуляторы, онлайн-чаты, текстовая информация, графическая информация, видео информация), контактные данные, информация о доставке, гарантии, информация о компании и бренде, отзывы и другое, что может понадобиться пользователю для того, чтобы он решил на сайте свои нужды и потребности, из-за которых он и пришел на ваш сайт.
Нужно отметить, что устранить сразу все проблемы не получится, но над этим стоит хорошо поработать, так как ваш сайт делается не для компании, а именно для пользователя и они будут в итоге решать, пользоваться им, или выбрать другой, более лучший и удобный с их точки зрения.
3. Шаг третий. Задачи компании и разработка стратегии.
Здесь будет немного посложнее. Так как вам необходимо определить, зачем собственно нужен сайт. Да, понятно, для продажи товара, услуг или информации. Но нужно максимально сузить задачу – в данный конкретный момент какую именно задачу должен выполнять сайт. Какую задачу будет решать ваш сайт следующие три месяца, полгода, год.
И задача не должна стоять так – продать все-все товары. Если ваш сайт сейчас продает 100 товаров в сутки, то к примеру задача на следующие три месяца может быть такой - увеличить продажу до 120-150 товаров, а через год компания должна выйти на 200 товаров в сутки. И лишь в долгосрочной перспективе планируется продавать до 1000 товаров в сутки.
Это очень важно, так как, исходя из задачи, необходимо разработать стратегию – какие именно товары следует больше продавать? Насколько больше? Сможет ли компания обеспечить все условия для того, чтобы продавать планируемое количество товаров? Достаточно ли усилий приложила компания для того, чтобы увеличить продажу, так как конкуренты тоже над этим работают?
Следует уточнить, что этот шаг скорее относится к сфере маркетинга, нежели к сфере СЕО-продвижения. Однако если не проработаны задачи и стратегия, то в итоге перед СЕО-специалистом могут поставить неправильные задачи, которые не принесут ожидаемого результата.
4. Шаг четвертый. Разработка семантического ядра, исходя из стратегии компании.
Вот мы и подошли к непосредственной работе СЕО-специалиста. Семантическое ядро – это все запросы, по которым пользователи будут приходить на ваш сайт. Именно поэтому важно определить задачи сайта и стратегию, чтобы потом знать, каких именно пользователей привлекать на сайт. Неправильная стратегия может привести к тому, что на сайт придут не те пользователи, которые нужны компании и в итоге компания не получит результатов, которые ожидались, хотя СЕО-специалист выполнил свою задачу.
Особенность работы с семантическим ядром усложняется тем, что результаты работы будут видны не сразу, а спустя определенное время (от трех месяцев, хотя мировой стандарт – это 6 месяцев). Поэтому даже если внести соответствующие корректировки, то время следующих результатов будет отсчитываться с самого начала, то есть с момента внесения корректировок.
Уделите больше внимания задачам сайта, стратегии и разработке семантического ядра, так как именно с этого момента начинается работа над продвижением, которую в случае изменения придется начинать с самого начала.
Кстати, если у вас проект, где много разнообразной информации и нет смысла развивать только определенные темы/страницы, то вместо семантического ядра вам нужно будет разработать матрицу контента. Но о матрице контента – в другой раз.
5. Шаг пятый. Внутренняя оптимизация сайта, исходя из семантического ядра.
И здесь вновь придется поработать над сайтом. Но теперь уже исходя из семантического ядра. То есть подготовить соответствующие страницы, на которые ведут соответствующие поисковые запросы. Страницы должны содержать все необходимые составляющие – как технически эффективную работу сайта, так и все, касающееся контента – уникальный текст (описания, характеристики, отзывы), фотографии, другой контент. Также страницы должны иметь все необходимые элементы, которые требуются для решения задачи сайта – то есть прайс-листы, калькуляторы, кнопки корзины, кнопки покупки/заказа, возможность сравнения товаров, гарантий, возможность найти другие товары той же категории и все остальное, чтобы максимально легко помочь пользователям решить их потребности и нужды и получить всю сопутствующую информацию.
6. Шаг шестой. Внешняя оптимизация сайта.
Здесь уже каждый СЕО-оптимизатор использует собственные схемы работы, но в целом внешняя оптимизация заключается в размещении ссылок на страницу на других сайтах, тематических блогах, на форумах, в социальных сетях. Также сюда следует включить и все способы привлечения пользователей на продвигаемые страницы – популяризация бренда, указание иных данных, которые помогут пользователям найти страницу или сайт (работа с отзывами, указание сайта на картах).
То есть внешняя оптимизация заключается в работе со всеми факторами за пределами сайта, которые помогут странице занять более высокую позицию в поиске и привлекут на страницу пользователей с любых других источников. Причем очень важно, чтобы привлеченные пользователи были из целевой аудитории, а не любые, иначе страница может получить много отказов и впоследствии будет понижена в ранжировании (то есть будет работать поведенческий фактор).
Кстати, следует уточнить, что шестой шаг занимает большую часть работы над продвижением и не имеет какой-либо верхней границы. Так как даже если определенные страницы в итоге заняли топовые позиции в поиске, то все может в любой момент измениться, так как постоянно меняются условия ранжирования в поисковых системах, плюс конкурирующие компании также нацелены на эти места и будут прилагать все усилия, чтобы обойти ваш сайт и занять эти позиции.
Так что не получится на этом этапе поставить галочку «сделано». К работе над шестым шагом придется возвращаться и возвращаться вновь.
7. Седьмой шаг. Анализ работы сайта и действий пользователей.
Почему-то очень многие забывают про анализ, а ведь это очень важная составляющая продвижения. Необходимо постоянно проводить анализ того, какие результаты приносит СЕО продвижение, как работает сайт, как ранжируется в поисковых системах, как взаимодействуют пользователи с сайтом.
На самом деле основная продолжительная работа СЕО-специалиста заключается как раз в двух этапах – внешняя оптимизация и анализ сайта (здесь можно узнать, какие инструменты для СЕО стоит использовать). Все предшествующие этапы делаются один раз, или с некоторой периодичностью (обычно задачи компании и соответственно стратегия пересматривается каждый год), тогда как внешняя оптимизация и анализ – это ежедневная работа.
Почему же так важен анализ?
Анализ позволит выявить результаты работы. Не только СЕО-специалиста, но и других сотрудников. Например, анализ показывает, что на сайте сделано 100 заявок, а в итоге заказов всего 10. Это значит, что менеджеры смогли только 10% заявок конвертировать в продажи. Может быть следует улучшить эффективность работы менеджеров. Или например на страницу по целевому запросу зашло 100 человек, а товар купили только 5. Что здесь не так? Может быть, высокая цена на товар или отсутствие гарантий качества заставили пользователей искать другие магазины. Или например, на сайт приходят посетители не по нужным целевым запросам. Значит, либо сайт неправильно ранжируется поисковой системой, либо неправильно была оптимизирована страница и следует устранить ошибки.
А может быть и другая ситуация – на сайт начинают приходить целевые посетители по запросам, которые не были учтены стратегией и семантикой. Такое тоже может случиться, если сайт по каким-либо причинам больше отвечает целям пользователей, нежели сайты конкурентов. И в этом случае необходимо учесть результаты и может быть подкорректировать стратегию.
Анализ очень важен и для отслеживания корректной работы сайта. Он может показать проблемы сайта, которые не были учтены/выявлены во время технического анализа. Например, неудобство навигационного меню, проблемы подачи информации, проблемы работы хостинга, проблемы дизайна (когда пользователи «не видят» кнопки покупки или заявки), и множество других проблем.
Ну и конечно же анализ демонстрирует показатель работы СЕО-специалиста. При помощи анализа можно легко проследить, как изменились позиции сайта в поиске, какое количество пользователей переходят на сайт по целевым запросам, какое количество – не по целевым, откуда приходят пользователи, сколько из них уходит в отказы, какие действия выполняют на сайте, как кликают по кнопкам заявки/покупки, куда переходят с посадочных страниц, какие еще действия выполняют на сайте.
И, исходя из результатов анализа, следует через какое-то время (обычно раз в год, но можно и чаще) вновь пройти все шаги инструкции с самого начала и исправить новые и ранее неучтенные проблемы и ошибки сайта.
Дополнение. Если вы задумывались о том, сколько стоит СЕО продвижение, то теперь, надеюсь, вам станет понятно, каким количеством умений и знаний должен обладать хороший СЕО-специалист, и почему услуги профессионалов в этой сфере не могут стоить дешево.
Подведем итоги. Данная пошаговая инструкция продвижения сводится к циклу четырех основных действий (циклу - потому что после выполнения последнего пункта возвращаемся к первому):
- Работа над сайтом.
- Работа над стратегией.
- Продвижение сайта.
- Анализ сайта.
Такая система работы подойдет для любого проекта и позволит сайту (и компании) постоянно развиваться, переходя на все более высокий уровень совершенства.
Другие посетители читают прямо сейчас:
• Что делает СЕО-специалист: основы профессии
• Успешный кейс: кулинарный сайт – минимум СЕО, максимум пользы